Русский тенор Александр Веселовский - Посмертное обретение Родины - Alessandro Vesselovsky - Rigoletto - Parmi veder le lagrime (Verdi) con accomp. Grande Orchestra

Возвращение на Родину. ( Роскультура )

Иногда судьба действует самым прямым ходом, который неподвластен ни поверению теорией вероятности, ни разгулу фантазии, ибо и сама фантазия опирается на хоть какую-то условную логику.
За примером далеко идти не пришлось, он сам явился.
Я находился в глухом белорусском хуторе, когда сосед, недавно поселившийся неподалёку, похвастался своей находкой, с которой толком и не знал что делать. Это был картонный альбом с граммофонными пластинками датированный 1935 годом.
Ну какова же была вероятность, принести эти пластинки (не ведая о том) именно ко мне – к человеку который годами занимается их оцифровкой и возвращением к жизни на просторах Интернета. Сам не зная того, он (сосед) вложил последний элемент пазла судьбы в картинку, и она начала оживать, проявляться, к моему изумлению и радости.
На одной из пластинок зазвучал дивный лирический тенор, донесшийся ко мне через семьдесят пять лет и глубоко тронувший душу. Это было похоже на струящийся свет звезды, которой уже нет.
Прочитав имя исполнителя, я предположил о его русском происхождении и немедля стал искать хоть какой-нибудь след, повествующий о нём, его жизни и творчестве. Удалось обнаружить немного, но и это пробудило чувство гордости за большой талант нашего соотечественника, вошедшего в ряд великих теноров «La Scala» на протяжении четверти века. В единственной статье обнаруженной мною говорилось о том, что нашим современникам неизвестно КАК звучит голос нашего русского тенора, что ни на западе ни в России, к сожалению, не существует сохранившихся записей. И вот случай, если хотите судьба, сделала свой ход, и мы представляем сегодня - выдающийся русский тенор
Александр Николаевич Веселовский!
(1894 – 1964г.г. Луино)
ВЕСЕЛОВСКИЙ Александр Николаевич, 1894, Москва — 4.2.1964, Луино/Luino (Италия) — арт. оперы (тенор) и вокальный педагог. Пению обучался с 1914 в моск. Синодальном хоре. Сценич. деят-сть начал в 1917 в моск. Большом т-ре. В 1920 участвовал в постановке В. Немировичем-Данченко оперетты "Дочь мадам Анго" Ш. Лекока (Анж Питу). В 1921 совершал концертное турне по Западной Украине (совместно с виолончелистом Григорием Пятигорским и скрипачом Михаковым (?) и вместе с ними бежал в Румынию. Затем эмигрировал во Францию и вскоре дебютировал в партии Вильгельма Мейстера ("Миньон" А. Тома) на сцене париж. "Опера-комик". Выступал также и в спектаклях париж. Рус. оперы. Позднее пел Белградской опере (нач. 1920-х гг.), в Барселоне (т-р "Лисео", 1922), Буэнос-Айресе (т-р "Колон" 1924, вместе с Н. П. Кошиц и Э. Карениной). В 1925 совершенствовался в пении в Италии. В том же году, по приглашению Артуро Тосканини, дебютировал в партии Князя Василия Голицына ("Хованщина" М. Мусоргского) в милан. т-ре "Ла Скала", где постоянно выступал до 1950 в операх рус. композиторов (в т. ч. Князь Василий Голицын — "Хованщина" М. Мусоргского, Владимир Игоревич ("Князь Игорь" А. Бородина), а также в операх: "Манон Леско" Дж. Пуччини (Кавалер де Грие), "Федора" У. Джордано (Лорис), "Травиата" Дж. Верди (Альфред), "Лоэнгрин" Р. Вагнера (заглавная партия). Гастролировал в Париже (т-р "Гранд-Опера", 1926; 1938 в партии Сэр Эдгар Равенсвуд — "Лючия ди Ламмермур" Г. Доницетти), Риме (т-р "Реал") и в др. оперных т-рах.

Участвовал в первых постановках современных опер на сцене милан. т-ра "Ла Скала" — "Il Dibuk" Лодовико Рокка/Lodovico Rocca (7.3.1934), "Нерон"/"Nerone" П. Масканьи (16.1.1935, в ансамбле с Линой Раза, Аурелиано Пертиле, Аполло Гранфорте и п/у автора), "Огонь"/"La Flamma" Отторино Респиги (1935; 1-я постановка этой оперы состоялась 23.1.1934 в Риме).

Пел п/у Э. А. Купера, А. Тосканини, Н. Черепнина.

Выступал также в симф. концертах, в к-рых исп. сольные партии в мессах И. С. Баха и финале 9-й симфонии Л. Бетховена. 14 янв. 1921 вместе с Ф. И. Шаляпиным выступил в Бутырской тюрме.

По окончании сценич. деят-сти преподавал пение в Милане.

Записывался на грампластинки на фирмах "Пате"/Pathé и "Колумбия"/Columbia.

Лит.: Е. Виттинг. Краткое воспоминание о русских артистах-певцах, выступавших за рубежом России в конце XIX и нач. ХХ в. (машинопись). — в ЦГАЛИ БССР, ф. 54, оп. 2, № 10. С. 5—6;
П. Н. Веселовский Александр Николаевич // Русское Зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть ХХ века. Энциклопедический биографический словарь. М., РОССПЭН, 1997. С. 146—147;
K. J. Kutsch/Leo Riemens. Großes Sängerlexikon. — K. G. Saur Bern und München 1997.
…Уже после написания этой статьи я узнал о том, что в альбоме была еще одна какая-то разбитая пластинка, которую сосед и выбросил. Я просил найти её и прочитать, что же было записано на ней. И, о чудо, он сообщил, что это вторая пластинка с записью голоса А.Веселовского! Немедленно я поехал за обломками моля о том, чтобы их можно было хоть как-то сложить и спасти звук еще двух, доселе неизвестных фонограмм. К счастью это удалось сделать и мы имеем возможность вернуть и впервые услышать четыре фонограммы нашего славного соотечественника.
(Я намеренно не стал редактировать щелчки склеенной пластинки, не желая нарушать почерк судьбы…)
У нас отныне есть его голос: http://www.svidetel.su/year/1930

Alessandro Vesselovsky - Werther - “Ah, non mi ridestar”, Massenet, con accomp. Grande Orchestra. http://www.svidetel.su/audio/82

Alessandro Vesselovsky - Manon – “Sogno”, Massenet, con accomp. Grande Orchestra. http://www.svidetel.su/audio/81

Alessandro Vesselovsky - Rigoletto - Parmi veder le lagrime (Verdi) con accomp. Grande
Orchestra. http://www.svidetel.su/audio/80
Alessandro Vesselovsky - Mefistofele - Dai campi,dai prati (Boito) con accomp. Grande Orchestra. http://www.svidetel.su/audio/79

(Юрий Метёлкин)
.http://www.russinitalia.it/dettaglio.php?id=435